| Психологическое загрязнение | |
| - информационный фактор, приводящий к деградации (упрощению) "ПСИХО" , "ЭЙКОСА" или системы "ПСИХО- ЭЙКОС" . | |
Пример. В 70–х годах журналист газеты "Комсомольская правда" Василий Песков в своих путешествиях обнаружил в Тайге семью Лыковых, прожившую десятки лет в полной изоляции от других людей, в соответствии со своими религиозными убеждениями. Они принадлежали к так называемым “бегунам”, одному из направлений старообрядчества. Намерения журналиста были вполне благими, однако открытие этих людей для мира, особенно открытие мира для них, привело к трагедии. Большинство членов семьи погибло, не выдержав, вероятно, обрушившегося на них информационного потока. В этом смысле происшедшее открытие "большого" мира явилось психологическим загрязнением для обитаемого ими "малого" мира, причем настолько сильным, что привело к физической гибели. Нельзя сказать, что подобный эффект уникален. Деструктивные последствия межцивилизационных контактов известны давно, как и влияние осознания новых фактов теми, кто к этому оказался не готов. Тем не менее научный анализ подобных явлений только начинается, в частности - в экологической психологии.
Рассмотрим каналы поступления информации с позиции возможного деструктурирующего воздействия ее на психику человека.
Повреждение или упрощение картины мира само по себе есть повреждение и деградация психики. Например, выпадение из картины мира природных объектов, замена их искусственными суррогатами достаточно характерное явление для современного городского жителя. Необходимо отметить, что картина мира среди остальных каналов "работает" в потенциальном режиме, актуализируясь при обработке поступающей информации. Картина мира содержит в себе набор образов (в данном случае образцов, шаблонов), с помощью которых осуществляется процесс восприятия (перцепции). Информация, поступающая по чувственным каналам (кинестетика, обоняние, вкус, осязание, слух, зрение), преобразуется с помощью априорной информации, то есть с помощью того, что уже хранится в памяти. Вот почему слепой от рождения человек, которому вернули зрение, далеко не сразу научается различать предметы. Для этого необходим специальный тренинг. Иными словами, человек не в состоянии воспринимать нечто такое, что он никогда прежде не видел, нечто абсолютно новое и чуждое. Это нечто может находиться в непосредственной близости, но механизм избирательности внимания будет работать таким образом, что информация от принципиально неизвестного объекта будет блокироваться. Следовательно, способность человеческой психики к ориентации в окружающем непосредственно зависит от полученной ранее априорной информации: чем большим опытом обладает человек, чем более наполнена и организована его картина мира, тем лучше и тоньше работают механизмы перцепции и мышления. И, наоборот, если картина мира подвергается разрушению, из нее либо вычленяются объекты, либо рвутся связи, это приводит к нарушению мышления и восприятия.
Вышесказанное дает основания для разработки психо-диагностических процедур оценки "экологичности" личности. В частности, такие достаточно легко измеряемые параметры, как словарный запас или общий уровень культуры, а также многочисленные тесты на интеллект должны положительно коррелировать с фактором экологической установки. Их модификация, например сравнительный качественный анализ словарного запаса в плане различения “искусственное - естественное”, “природное - человеческое”, может позволить дифференциально подойти к данной задаче. Это открывает принципиальную возможность экспериментального изучения повреждений картины мира, то есть степени ее психологической загрязненности. Кстати, упрощение картины мира, наступающее в результате городского образа жизни, возможно объясняет тот факт, что коэффициент интеллекта у сельских детей оказывается в среднем выше, чем у городских.
Кроме того, есть возможность дифференциально подойти к самой картине мира; в частности, можно выделить: архетипический слой, сформированный актуальным массовым сознанием; систему слоев, обусловленных социальной ролью; индивидуально-личностный слой и т.п. Каждый из них подвержен различным воздействиям и в разной степени изменяем. Между ними могут возникать конфликты, что отражается на психологическом состоянии. Так, например, человек, оказавшийся в другой национальной или социально-культурной среде, неизбежно будет ощущать дискомфорт из-за того, что его личностная архетипическая картина мира будет противоречить картине мира, принятой в обществе, в котором он вынужден жить.
Информация об окружающей естественной среде поступает по всем чувственным каналам и воспринимается как на уровне чувствительности, так и на перцептивном уровне. Если условия окружающей природной среды достаточно приемлемы для человека (приемлемый диапазон температур, давления, освещенности, шума и т.п.), то окружающая среда воспринимается как комфортная. Ухудшение условий (понижение температуры) включает адаптационные механизмы, а при невозможности быстро адаптироваться провоцирует стресс. Косвенно об этом факторе как о психологическом загрязнении можно говорить в том случае, когда вызванный некомфортными условиями стресс развивается на фоне другой деятельности и мешает ее осуществлению, иными словами, в композиции с каналом C ® y .
Но, если изменение условий носит экстремальный характер, то информация, поступающая по чувственным каналам, сама по себе может нести разрушительный характер, то есть приводить к упрощению системы “ПСИХО - ЭЙКОС”. Так, например, может действовать раздражитель, вызывающий сильную болевую реакцию, практически блокируя все другие каналы и сосредотачивая внимание на себе. Другой пример: у людей, живущих в зонах экологического бедствия, наблюдается не только рост тех или иных заболеваний, но и глубокие личностные изменения, затрагивающие эмоционально-волевую и ценностные сферы психики. Дети, выросшие в чернобыльских зонах, совсем по-другому воспринимают свежий воздух, дождь, траву, грибы и т.п., чем их сверстники из “чистых” районов. Для этих детей все смертоносно и опасно. Безопасны лишь закрытые помещения и пища, привозимая в контейнерах. Трудно сказать, что здесь приносит больший вред: радиация или образ окружающего мира, искаженный условиями жизни.
Иными словами, экстремальные условия существования приводят к искажению процессов восприятия и, как следствие, - к формированию искаженной картины мира. Ситуация с радиационным заражением интересна еще и тем, что радиация не ощущается непосредственно органами чувств, а поступает по другим, в основном социокультурным каналам. Следовательно, существует принципиальная возможность управления процессами формирования такого образа окружающей действительности, который будет помогать человеку максимально использовать свои резервы в процессе адаптации к резко ухудшающимся условиям существования. К сожалению, несмотря на то, что чрезвычайные ситуации и локальные экологические катастрофы учащаются, к психологам и экологическим психологам пока прислушиваются редко.
Интересным эффектом, проявляющимся на перцептивном уровне обработки информации из окружающей среды, является наличие так называемых релизеров (releaser). Этот термин был введен К. Лоренцом.
| Релизер | |
| - ключевой стимул, на который животное или человек отвечает однозначной, генетически обусловленной реакцией. | |
Например, обезъяны, выращенные в лаборатории, впадают в страх при виде куска шланга, похожего на змею. Релизеры играют важнейшую роль в поведении животных. Они выступают как средство ориентации в жизненном пространстве, средство коммуникации, в том числе межвидовой, средство обеспечения безопасности и т.п. Система релизеров это и есть книга природы, чтение которой - жизнь. Релизеры являются одним из ключевых понятий в науке о поведении животных - этологии.
В экологической психологии, наряду с естественными релизерами, используется понятие "психологических релизеров" (Дерябо. С.Д., Ясвин В.А., 1996). Авторы термина определяют в соответствии со своим подходом к экопсихологии как к психологии экологического сознания.
| "Психологический релизер | |
| - это специфический стимул, связанный с природным объектом, определяющий направление и характер формирования субъективного отношения к нему". (Дерябо С.Д., Ясвин В.А., 1996, с. 111.) | |
Между релизером и психологическим релизером отмечаются следующие принципиальные отличия: 1) условнорефлекторная реакция на релизер и сложная реакция на психологический релизер, опосредованная внутренним миром человека; 2) работа первой сигнальной системы для релизера; 3) включение второй сигнальной системы при формировании реакции на психологический релизер.
Признавая безусловную перспективность для экологической психологии исследования релизеров, необходимо отметить, что сам термин несколько неточен, а его определение сужено.
Во–первых, естественный релизер в той же степени психологичен, как и "психологический релизер, так как и тот и другой включает именно психологические процессы и механизмы при обработке стимула. Во-вторых, ограничение того, что именуется психологическим релизером функцией формирования субъективного отношения к нему, выводит из рассмотрения ряд других важных эффектов. Так, например, появившаяся у чернобыльских детей связь (“дождь - опасность”), сформированная по перцептивному и когнитивному каналам, делает правомерным отнесение природного явления "дождь" к психологическому релизеру. Однако этот релизер вовсе не способствует формированию субъективного к себе отношения.
Исходя из данных соображений можно предложить следующую классификацию релизеров.
Естественные
релизеры - стимулы
Психологические
релизеры - знаки,
релизеры - символы,
релизеры - образы,
релизеры - смыслы.
В сущности релизеры представляют из себя актуализированные фрагменты картины мира, действующие и существующие только "здесь и сейчас", что и отличает систему релизеров от собственно картины мира. Система релизеров формирует оценочное и эмоциональное отношение к реальности; чем сложнее эта система, чем более упорядочена, тем богаче и экологичнее личность. И наоборот, чем упрощеннее эта система, чем хаотичнее, тем ущербнее личность и тем меньше у нее шансов сформировать целостное отношение к эйкосу как к субъекту. Следовательно, уничтожение релизеров, даже тех, которые принято считать атавистическими, необходимо отнести к психологическим загрязнениям. К ним следует также отнести вновь создаваемые отрицательные релизеры типа "дождь - опасность".
Сигналы, которые человек получает из среды в ответ на свои действия, являются необходимым элементом процесса управления деятельностью. Эти сигналы формируют образ деятельности и образ себя в деятельности, которые вместе с целеполаганием образуют структуру деятельности. Все те информационные включения, которые способны помешать и затруднить обработку сигналов - реакций на деятельность, играют роль психологических загрязнений. Они бывают разной природы: шумовые загрязнения (плохая видимость на дороге, осложняющая водителю ориентацию на местности); стрессоры разного рода (жара в кабине водителя или однообразие (монотония) поступающей информации); события, концентрирующие на себе внимание субъекта управления (не в меру болтливый попутчик); неожиданная реакция управляемого объекта (колесо прокололось) и т.п. Все эти факторы потенциально способны не только осложнить осуществление деятельности, но и полностью разрушить ее. Следовательно, при проектировании деятельности, особенно потенциально опасной, необходим учет возможных загрязнений сигналов обратной связи и проведение специальных тренингов по управлению в ситуации сильной загрязненности этих каналов. Это является предметом исследования в эргономике и экологической психологии.
Механизм повреждения структуры деятельности адекватно описывается в психологии виртуальных реальностей. “Существуют психические события (переживания), которые порождаются внутри самой деятельности. Эти события возникают спонтанно, неожиданно и также спонтанно исчезают. В этот момент работа начинает получаться либо особо эффективно, без приложения дополнительных усилий, либо, наоборот, продолжение и поддержание обычной деятельности требуют особых волевых усилий, поскольку даже собственное тело перестает быть послушным. В первом случае деятельность становится сверхэффективной, во втором - малопродуктивной, вплоть до полного прекращения. Это означает, что человек погружается в виртуал” (Носов, 1994, с.17), то есть переходит в другую, необычную реальность, обретая фактически другую телесность. В гратуале реальность, в которой человек действует, расширяется (например, происходит слияние водителя с управляемым им автомобилем) и переживается как весьма привлекательная, аттрактивная. В ингратуале, напротив, водитель с неимоверной силой цепляется за "баранку", теряя ощущение не только автомобиля, но и самого себя.
В задачах обеспечения экобезопасности технологических процессов этот подход позволяет перейти от модели “человек - оператор” к представлению, в котором субъектом деятельности выступает уже информационно-психический организм, включающий оператора с комплексом его свойств и систему, которой он манипулирует. Эта система и есть виртуальная телесность оператора. Не только в том смысле, что она существует пока протекает управленческий процесс, но и в том, что эмоционально проявляется как психологическая виртуальная реальность. От того, что именно включает в себя эта система и каков ее объем, подчас зависит успешность и безопасность деятельности, особенно в тех случаях, когда объект управления достаточно неустойчив.
Например, если оператор атомной станции управляет только реактором, его виртуальной телесностью будет он сам плюс те приборы, с помощью которых он манипулирует, а деятельностной средой окажется физический процесс. Его задача удерживать этот стохастический по природе процесс в определенных заданных рамках. Легко понять, что вероятность рискованных действий и ошибок в этом случае достаточно высока, хотя бы потому, что происходящие внутри субатомные процессы совершенно не соответствуют человеческому опыту, а их отражение приборами - лишь приблизительный перевод оригинального текста, написанного на никому не известном языке. Кроме того, с ростом профессионализма растет уверенность в безопасности и правильности тех или иных действий, что на самом деле является иллюзией. С другой стороны, если с помощью специального тренинга сформировать у оператора представление, что он управляет на самом деле не физическим процессом в микромире, а экологической системой, в которой реактор является источником не только энергии, но и опасности, вероятность рискованных действий со стороны оператора будет меньше, а целесообразность действий больше.
Из этих соображений становятся понятны стратегические цели, которые ставит себе экологическая психология при разработке технологий “очищения” каналов обратной связи:
Особо следует сказать об общем случае рассмотрения целокупной человеческой деятельности как формы управления эйкосом в целом. Осознание данного факта есть необходимое условие формирования глобального экологического мышления. Эпизодически, вероятно, каждый человек испытывает состояние единства со всем миром, однако удержать его и тем более превратить полученный от таких эпизодов опыт в руководство повседневной жизнью далеко не просто.
Общение отличается от деятельности хотя бы тем, что его целью является непосредственный информационный обмен, без осуществления каких–либо изменений в окружающей среде. Однако эти изменения все–таки происходят. Общение создает возможность внутренней деятельности (или мыследеятельности), так как поступающую информацию приходится осмысливать. Общение с людьми - достаточно хорошо изученная область психологии. Оно направлено на формирование новых межличностных отношений либо на изменение прежних. Общение может привести к повышению социальной компетентности личности, а может оставить ее неизменной или даже ухудшить. Социальная компетентность – это способность ориентироваться в социальной среде. Связанное с социальной компетентностью понятие социального интеллекта означает способность личности ставить и решать задачи по изменениям окружающей личность социальной среды. И здесь, так же как и в ситуации с естественной природной средой, чем более дифференцированно личность способна относиться к своему социальному окружению, чем сложнее и упорядоченнее это социальное окружение, тем большей социальной компетентностью обладает личность. Следовательно, психологическим загрязнением будет являться такое общение, которое приводит к деградации системы межличностных отношений. Любой конфликт, приводящий к разрывам установившихся связей, есть пример психологического загрязнения рассматриваемого канала. Однако не все здесь так просто, так как в конфликте участвуют еще и ценностные предпочтения, сохранить которые бывает важнее для личности, чем отношения. Иными словами, на этом уровне непосредственно участвуют такие вещи, как мораль, нравственность, честь, достоинство и т.п. И все-таки оценить экологичность той или иной интеракции общения качественно можно. Одним из критериев экологичности может служить личностный рост, обогащение новыми идеями, принципами, ценностями; эмоциональную реакцию на это можно обозначить словами “чистая радость”. Напротив, общение обедняющее, даже если оно сопровождается утонченным чувственным или интеллектуальным удовольствием, все равно вызовет чувство опустошения и усталости. Вот почему суррогатные формы общения, достаточно широко предлагаемые на рынке развлечений, при их чрезмерном потреблении в конечном счете приводят к личностной деградации. Это и есть одна из социально–детерминированных форм психологических загрязнений.
По каналам межличностного общения вполне возможно поступление самой различной деструктурирующей информации: начиная от "плохих" образцов поведения и привычек (что особенно актуально для периода взросления) до заражения ложными идеологическими схемами. Примеров этого достаточно в истории. Сегодня ситуация осложняется тем, что для осуществления такого заражения все чаще используются современные психологические технологии, против которых невозможно устоять человеку, не защищенному стойким и развитым мировоззрением. Лучше всего, если это мировоззрение имеет религиозную (то есть базирующуюся на традиционных религиях) основу. В этом случае у личности есть опыт рефлексии и, что важно, возможность приобщения к абсолютным ценностям с помощью Веры, Надежды и Любви.
Аналогичное описанному происходит при общении с предметами искусства, религиозными реликвиями и другими объектами, имеющими материальную основу, но наполненными превосходящими эту основу смыслом и значением. Восприятие предмета искусства это именно общение, то есть интерактивный процесс, а не его потребление, как часто понимается обыденным сознанием. При восприятии такого объекта ему придается новый уникальный смысл, привнесенный личностью зрителя. Этот процесс - всегда сотворчество художника и зрителя, и потому художественные реликвии со временем только обогащаются. Мы не будем здесь разбирать, каким образом и где происходит это накопление новых смыслов: в культуре ли, в природе ли самого предмета что-то меняется. Констатируем лишь, что это реально происходит. Каждый новый зритель общается не только с холстом, но и с художником и со всеми прежде видевшими этот холст. И при общении с картиной, как и при общении с человеком, результат может быть как созидающий личность, так и разрушающий ее. Происходит это строго индивидуально, и посему из факта разрушительной роли того или иного предмета искусства для какого–нибудь гражданина или группы граждан ни в коем случае нельзя делать вывод о необходимости разрушения этого предмета, или о том, что его необходимо спрятать. Последнее было бы уже разрушением культуры в целом, то есть обеднением бытия, и потому неэкологично в принципе. А упомянутым гражданам лучше посоветовать найти для себя то, что их будет совершенствовать, а не разрушать.
Поток информации, приходящий по каналам массовых коммуникаций, а также знаниваемый поток, приходящий из системы образования и науки, служат для формирования рациональной и эмоционально-образной актуализированной картины действительности. Этот канал сегодня наиболее сильно влияет на массовое сознание, декларируя комплекс вкусовых предпочтений: эстетических, этических, идеологических.
Специфика второй половины XX века, по отношению ко всей предыдущей истории человечества, здесь в том, что:
Иными словами, состояние с социальными коммуникациями сегодня далеко от идиллического. Налицо уже знакомые цивилизационные дисбалансы, которые, как мы убедились, являются признаками развивающегося экологического кризиса. Итак, информационный образ мира, поступающий по каналам социальных коммуникаций, сегодня в значительной степени поврежден, что сказывается на формирующейся с его помощью картине мира в индивидуальных сознаниях.
В целом эти повреждения сводятся к следующим:
Все эти факторы можно с полным правом отнести к психологическому загрязнению, но уже системного свойства, следовательно, “очищение” данного канала возможно только с помощью системной его перестройки. Можно предположить, что причиной столь серьезной загрязненности является практическая незащищенность человека от поступающей извне информации и невозможность не только корректировать ее, но и просто перерабатывать. Есть надежда, что с появлением Интернет роль однонаправленных СМИ будет постепенно снижаться, так как Интернет предоставляет не только бесконечное право выбора, но и соучастия в содержательном наполнении, то есть со–бытия с информационным образом мироздания. Однако и здесь есть свои подводные камни.