Обитаемый мир это не только
освоенная, но и осмысленная реальность. Человек
предполагает наличие смысла в том, что окружает
его, будь то мебель в гостиной или галактические
созвездия. Психика человека получает и
обрабатывает информацию, поступающую извне, а
результат обработки - новую информацию
возвращает в окружающую среду. Человек формирует
и регулирует свою деятельность, совершая
действия и производя вещи, которые отчуждаются
от автора и погружаются в среду, что наполняет ее
новыми смыслами. Так осуществляется
информационный обмен между человеком и
обитаемым миром.
Следовательно, рассматривая эйкос,
полезно выделить тот его функциональный
компонент, который будет отвечать за
психологическое взаимодействие с
индивидуальной психикой. Речь идет о
психо-информационной модели эйкоса.
В эту модель необходимо включить:
- Картину мира, представляющую из
себя сложную суперпозицию: архетипов,
сформированных в филогенезе; образов объектов,
сформированных в процессе прохождения
жизненного пути (онтогенеза); образов, взятых из
социокультурной среды и родившихся в результате
научения (науки). В целом картина мира
представляет из себя многослойное поле символов,
знаков, образов, смыслов, каждый из которых по
отдельности и в комбинации имеет свое значение и
эмоциональную окраску.
- Поток новых фактов, независимо
поступающих из естественного природного
окружения и искусственной среды.
- Набор событий - реакций на
человеческую деятельность, в том числе
хозяйственную, научную, художественную и тому
подобное.
- Информация, поступающая в
результате интерактивного общения
с другими людьми, культурными, научными,
паранаучными и религиозными объектами.
- Независимый информационный поток,
поступающий по каналам социальных
коммуникаций из социокультурной среды.
На рис. 8 представлена психо-информационная
модель Эйкоса. (Возвратные стрелки означают
интерактивный информационный обмен.)

Рис. 8
Легко убедиться, что
представленные каналы могут быть различным
образом сгруппированы по характеру поступающей
по ним информации. В частности, для каналов BCDE
имеет место типология, приведенная в табл. 4.
Таблица 4. Типология качества
информации.
| |
B |
C |
D |
(ИНФОРМАЦИЯ) |
C |
О физическом
мире
1) |
|
|
D |
Актуальная
(в реальном времени)
3) |
Порожденная
2) |
|
E |
Саморожденная
2) |
Постактуальная
(информация о свершившемся)
3) |
О социальном
мире
1) |
Эта типология сводится к различению:
- содержания информации “физическое –
социальное”;
- характера возникновения информации
“порожденная или саморожденная”;
- временной координаты события “происходящее
или происшедшее”.
Информация, поступающая по описанным
каналам к человеку, может приводить как к
совершенствованию (усложнению) системы (ПСИХО -
ЭЙКОС), так и к ее деградации (упрощению). Таким
образом, модель позволяет анализировать
“экологическое качество” поступающей
информации, то есть оценивать степень ее
“загрязненности”.
