Человеческие органы чувств - достаточно тонкие приборы, способные фиксировать весьма короткие временные промежутки. Однако уже на уровне восприятия трудно оценить минимальный временной интервал, который можно было бы связать с понятием “мгновение”. Образ мгновения как-то рассыпается при первых же попытках его фиксации. Может быть поэтому мгновение стало одной из любимейших тем художественной литературы, особенно поэзии. Мифология мгновения достаточно богата, а психология ее практически отсутствует. Ситуация несколько проясняется, когда становится понятным, что человек измеряет время не по часам, а по пережитым событиям. Время воспринимается опосредованно и характеризуется насыщенностью переживаний. Чем более наполнен событиями временной интервал, тем он кажется продолжительнее. Отсутствие событий или их эмоциональная бедность приводят к утрате чувства времени. Человек, сидящий в одиночной камере, может ошибиться на годы в оценке продолжительности своего заточения. Событие же есть ни что иное, как акт совместного бытия с окружающим миром. Чтобы это совместное бытие реально происходило, чтобы человек не погружался в мир своих иллюзий и фантазий, необходима привязка или соотнесение психологического “пространства - времени” с “пространством - временем” объективной реальности. Такая привязка осуществляется с помощью фиксации “здесь и сейчас”, но выполнение этой операции требует известных усилий. Человеку нужно ответить себе, в каком пространстве он на самом деле находится, что для него значит “сейчас”, то есть какой хронотоп актуализирован и, в конечном счете, в каком со-бытии он участвует. “Возвращению на землю” для нормальной психики помогают множественные внешние пространственно-временные ориентиры, часы, знакомые предметы и т.д. В измененном же состоянии сознания, в котором могут происходить деформации когнитивной, перцептивной и эмоционально-волевой подсистем психики, процесс актуализации весьма затруднен, в результате и восприятие пространства-времени оказывается весьма произвольным и случайным. Измененные состояния сознания могут вызвать галлюцинации, что в конечном итоге приводит к формированию и закреплению искаженного образа мира. Вот почему увлечение медитационными техниками и тем более употребление психотропных средств и наркотиков нарушают связи между обитаемым миром и личностью, вселяют индивид в иллюзорный, построенный им самим мир, где могут существовать лишь фрагменты личности. Личность теряет целостность, а затем и себя. Происходит личностная экологическая катастрофа.

Из этих размышлений становится понятным сущностное отличие иллюзорной (ложной) реальности от виртуальной реальности.

Иными словами, виртуальная реальность способствует освоению новых психологических территорий.

AK000000.gif (7870 bytes)

AK0000Sl.gif (3690 bytes) Оглаваление AK0000SR.gif (3694 bytes)