Человеческие органы чувств - достаточно тонкие приборы, способные фиксировать весьма короткие временные промежутки. Однако уже на уровне восприятия трудно оценить минимальный временной интервал, который можно было бы связать с понятием “мгновение”. Образ мгновения как-то рассыпается при первых же попытках его фиксации. Может быть поэтому мгновение стало одной из любимейших тем художественной литературы, особенно поэзии. Мифология мгновения достаточно богата, а психология ее практически отсутствует. Ситуация несколько проясняется, когда становится понятным, что человек измеряет время не по часам, а по пережитым событиям. Время воспринимается опосредованно и характеризуется насыщенностью переживаний. Чем более наполнен событиями временной интервал, тем он кажется продолжительнее. Отсутствие событий или их эмоциональная бедность приводят к утрате чувства времени. Человек, сидящий в одиночной камере, может ошибиться на годы в оценке продолжительности своего заточения. Событие же есть ни что иное, как акт совместного бытия с окружающим миром. Чтобы это совместное бытие реально происходило, чтобы человек не погружался в мир своих иллюзий и фантазий, необходима привязка или соотнесение психологического “пространства - времени” с “пространством - временем” объективной реальности. Такая привязка осуществляется с помощью фиксации “здесь и сейчас”, но выполнение этой операции требует известных усилий. Человеку нужно ответить себе, в каком пространстве он на самом деле находится, что для него значит “сейчас”, то есть какой хронотоп актуализирован и, в конечном счете, в каком со-бытии он участвует. “Возвращению на землю” для нормальной психики помогают множественные внешние пространственно-временные ориентиры, часы, знакомые предметы и т.д. В измененном же состоянии сознания, в котором могут происходить деформации когнитивной, перцептивной и эмоционально-волевой подсистем психики, процесс актуализации весьма затруднен, в результате и восприятие пространства-времени оказывается весьма произвольным и случайным. Измененные состояния сознания могут вызвать галлюцинации, что в конечном итоге приводит к формированию и закреплению искаженного образа мира. Вот почему увлечение медитационными техниками и тем более употребление психотропных средств и наркотиков нарушают связи между обитаемым миром и личностью, вселяют индивид в иллюзорный, построенный им самим мир, где могут существовать лишь фрагменты личности. Личность теряет целостность, а затем и себя. Происходит личностная экологическая катастрофа.
Из этих размышлений становится понятным сущностное отличие иллюзорной (ложной) реальности от виртуальной реальности.
Иными словами, виртуальная реальность способствует освоению новых психологических территорий.