Столь подробное изложение оснований психологии виртуальных реальностей предпринято здесь по следующим причинам:

Экологическая психология находится в поиске новой парадигматики, призванной, с одной стороны, синтезировать естественнонаучное и гуманитарное знание, с другой - найти подход, устраняющий возникающие при этом противоречия. Наработки, сделанные в виртуалистике, по многим причинам могут быть успешно применены в экологической психологии.

В виртуалистике экологическая психология может найти ответы на вопросы: как корректно исследовать эйкос, а также отношения эйкос–психо, если эти объекты имеют статус субъектов; как, сохраняя антропоцентризм, сформировать природоориентированные установки, как трактовать факт изменяемой (виртуальной) телесности и работать с понятием виртуального эйкоса и др. На многие из этих вопросов уже получен ответ в виртуалистике.

Виртуалистика позволяет открывать и исследовать новые области экологии, а именно экологию информационных пространств, а также подойти к изучению психологических характеристик сред различного рода, например, таких, как профсреда, социальная среда, окружающая природная среда, ноосфера в целом.

Существует и ряд практических задач, относящихся к компетенции экопсихологии, решение которых лежит в области виртуалистики:

Экологическая психология

опирается на ось
“психика обитателя мира” - “обитаемый мир”,
причем “обитаемый мир” оказывается понятием субъективным

Средой он может быть именован лишь с внешней точки зрения и лишь условно. В том смысле, что относительно психики все является средовым, даже собственное тело. Иными словами, в постановочном плане экологическая психология требует выхода за рамки не только своего индивидуального бытия через объективацию, но и за рамки бытия в целом. То есть требуется выход в некое инобытие во вне со-бытийного ряда.

Эта задача, видимо, не может быть решена, если придерживаться парадигмы единственности, то есть сингулярности бытия. Но бытие познается через со-бытие, вне со-бытий бытия не существует для человека, даже если иметь в виду только умозрительный план. Умозрительное познание есть тоже со-бытие. А со-бытий множество. События выстраиваются в ряд, который мы и именуем жизненным путем.

С другой стороны, психическое можно рассматривать как рефлексию дома(мира), а сам Мир, обустраеваемый по планам его обитателя, как рефлексивную модель “психики”. Между ними устанавливаются отношения эквивалентности. И психика как системное свойство мира и обитаемый мир(дом) пребывают в отношении, которое можно назвать со-бытийностью.

Событийный ряд или план

составляют бытие человека, это и есть его реальность и действительность Оглаваление.

Посему, если говорить об экологии с позиции охранительно-средовой относительно человека, то прежде всего необходимо исследовать экологию со-бытия человека и мира, в котором он обитает. Качество этого со-бытия, а также условия, при котором со-бытие и в самом деле остается со-бытием - со-переживанием бытия через ощущение мироздания во всей его целостности.

Со-бытие   

-  сопереживание бытия через ощущение мироздания в его целостности

Поскольку человек в разных своих состояниях, в разной степени охватывает как свою собственную психику, так и мир вокруг себя, он в разной степени включает в событийность те или иные внешние среды. Человеческая телесность есть величина непостоянная. В одних случаях она простирается на весь видимый мир, в других ограничивается “жмущими ботинками”. Причем, граница событийности не есть грань между человеком и средой, но находится там, где кончается сама среда. Иными словами, само понятие среды в этом контексте переносится на то, что в данный момент не актуализировано и тем самым не существует.

Эта среда (в виртуальном смысле) выступает в роли ограничения, позволяющего обрести форму со-бытийности, рефлексировать актуализированное со-бытие. Среда здесь область инобытия или виртуального бытия, а включение в со-бытийный ряд можно трактовать как конкуренцию двух процессов: освоения - отчуждения окружающего мира, то есть того, что находится за гранью актуального бытия. Посредством освоения–отчуждения осуществляется переход от одной событийности к другой. При освоении обитаемый мир расширяется, а при отчуждении сужается.

Сужение обитаемого мира, его упрощение и есть проявление экологического кризиса, в эколого-психологическом понимании.

Переход от одного события к другому - это типичный пример виртуального перехода, при котором каждый раз заново переформатируется образ мира, образ Я и образ деятельности. Описанный подход позволяет перекинуть мост от экологической психологии к психологии виртуальных реальностей и к виртуалистике в целом. Более того, можно утверждать, что корректно формулировать задачи в экологической психологии без применения понятийного аппарата психологии виртуальной реальности и ее парадигматики достаточно затруднительно. Напротив, психологическое содержание процессов, связанных с экологическим неблагополучием, достаточно адекватно описывается на иконическом языке виртуалистики, локализуя экологическую проблему, а следовательно, и способы ее решения в психике виновника и жертвы экологического неблагополучия, то есть в психике человека. Это также позволяет шире использовать достижения инженерной психологии для решения актуальных экологических задач.

AK000000.gif (7870 bytes)

AK0000Sl.gif (3690 bytes) Оглаваление AK0000SR.gif (3694 bytes)