Экологическая психология находится в поиске новой парадигматики, призванной, с одной стороны, синтезировать естественнонаучное и гуманитарное знание, с другой - найти подход, устраняющий возникающие при этом противоречия. Наработки, сделанные в виртуалистике, по многим причинам могут быть успешно применены в экологической психологии.
В виртуалистике экологическая психология может найти ответы на вопросы: как корректно исследовать эйкос, а также отношения эйкос–психо, если эти объекты имеют статус субъектов; как, сохраняя антропоцентризм, сформировать природоориентированные установки, как трактовать факт изменяемой (виртуальной) телесности и работать с понятием виртуального эйкоса и др. На многие из этих вопросов уже получен ответ в виртуалистике.
Виртуалистика позволяет открывать и исследовать новые области экологии, а именно экологию информационных пространств, а также подойти к изучению психологических характеристик сред различного рода, например, таких, как профсреда, социальная среда, окружающая природная среда, ноосфера в целом.
Существует и ряд практических задач, относящихся к компетенции экопсихологии, решение которых лежит в области виртуалистики:
опирается на ось |
||
Средой он может быть именован лишь с внешней точки зрения и лишь условно. В том смысле, что относительно психики все является средовым, даже собственное тело. Иными словами, в постановочном плане экологическая психология требует выхода за рамки не только своего индивидуального бытия через объективацию, но и за рамки бытия в целом. То есть требуется выход в некое инобытие во вне со-бытийного ряда.
Эта задача, видимо, не может быть решена, если придерживаться парадигмы единственности, то есть сингулярности бытия. Но бытие познается через со-бытие, вне со-бытий бытия не существует для человека, даже если иметь в виду только умозрительный план. Умозрительное познание есть тоже со-бытие. А со-бытий множество. События выстраиваются в ряд, который мы и именуем жизненным путем.
С другой стороны, психическое можно рассматривать как рефлексию дома(мира), а сам Мир, обустраеваемый по планам его обитателя, как рефлексивную модель “психики”. Между ними устанавливаются отношения эквивалентности. И психика как системное свойство мира и обитаемый мир(дом) пребывают в отношении, которое можно назвать со-бытийностью.
| Событийный ряд или план | ||
составляют бытие
человека, это и есть его реальность и
действительность |
||
| Со-бытие | ||
- сопереживание бытия через ощущение мироздания в его целостности |
||
Эта среда (в виртуальном смысле) выступает в роли ограничения, позволяющего обрести форму со-бытийности, рефлексировать актуализированное со-бытие. Среда здесь область инобытия или виртуального бытия, а включение в со-бытийный ряд можно трактовать как конкуренцию двух процессов: освоения - отчуждения окружающего мира, то есть того, что находится за гранью актуального бытия. Посредством освоения–отчуждения осуществляется переход от одной событийности к другой. При освоении обитаемый мир расширяется, а при отчуждении сужается.
Сужение обитаемого мира, его упрощение и есть проявление экологического кризиса, в эколого-психологическом понимании.
Переход от одного события к другому - это типичный пример виртуального перехода, при котором каждый раз заново переформатируется образ мира, образ Я и образ деятельности. Описанный подход позволяет перекинуть мост от экологической психологии к психологии виртуальных реальностей и к виртуалистике в целом. Более того, можно утверждать, что корректно формулировать задачи в экологической психологии без применения понятийного аппарата психологии виртуальной реальности и ее парадигматики достаточно затруднительно. Напротив, психологическое содержание процессов, связанных с экологическим неблагополучием, достаточно адекватно описывается на иконическом языке виртуалистики, локализуя экологическую проблему, а следовательно, и способы ее решения в психике виновника и жертвы экологического неблагополучия, то есть в психике человека. Это также позволяет шире использовать достижения инженерной психологии для решения актуальных экологических задач.