В отечественной психологии
виртуалистика появилась не так давно, однако
достаточно быстро захватила интерес
специалистов различного направления: физиков,
инженеров, психологов, философов, культурологов
и т.п. При этом, единообразного понимания ее
предмета пока достигнуть не удалось, поэтому в
данном вопросе мы будем основываться на том
понимании виртуальности, которого
придерживаются в лаборатории виртуалистики
Института Человека РАН, в частности в работах
доктора психологических наук, профессора Н.А.
Носова
,
которые были основным источником при подготовке
разделов настоящей главы.
| - особая философская категория, | ||
| стоящая в ряду таких, как время, пространство, сущность и т.д. | ||
Впервые в естественно-научную картину мира виртуальность вошла через физику высоких энергий, которая ввела в качестве теоретического объекта частицы, существующие только во время акта взаимодействия других частиц. Эти частицы были названы виртуальными. От английского virtual - актуально, фактически, реально существующий. Эти частицы не существуют до взаимодействия и исчезают после него. Именно поэтому они являются принципиально не регистрируемыми. Факт взаимодействия виртуальной частицы с прибором означает, что это была не виртуальная частица.
Их единственное свойство - актуальность, существование только "здесь и сейчас", в данном однократном событии. У них нет иной формы бытия кроме актуальной: ни потенциальной (они не являются составной частью взаимодействующих "обычных" частиц), ни превращенной (какого-либо следа от них не содержится в частицах, родившихся в результате взаимодействия). Появление виртуальных частиц существенно исказило устоявшуюся картину мира и, как впоследствии выяснилось, нашло отражение и в других областях знания и человеческой деятельности.
Появление компьютера вызвало и
актуализировало понятие виртуальной машины.
Собственно компьютер и стал виртуальной машиной,
так как его можно превращать в совершенно разные
объекты: в пишущую машинку или калькулятор, в
экспериментальный стенд или игровой автомат. Как
и в случае с виртуальными частицами, нельзя
говорить, что в компьютер вложены калькулятор
или игровой автомат. Эти объекты каждый раз
заново порождаются активностью работающего
человека и существуют только во время работы с
ними. Развитие компьютеров породило появление
понятия "виртуальная реальность", которая в
массовом сознании прочно связалась с
компьютерными играми. Однако сами игры явились в
начале 80–х годов побочным продуктом оборонных
заказов на создание моделей и тренажеров
управления сложной техникой, при разработке
которых понадобилась формулировка новых
принципов
.
Прорыв в новую реальность породил
качественно новые этические проблемы, суть
которых заключается в определении принципов
поведения в искусственной "жизни" и
взаимодействия с искусственными "людьми".
Считается, что компьютерные виртуальные
реальности окажут революционное воздействие на
общество, и ведутся уже достаточно интенсивные
работы по осмыслению этого явления
.
Идея виртуальности получает все более
широкое признание в психологии. Есть масса
конкретных понятий, основанных на идее
виртуальности: виртуальный объект
,
виртуальный субъект
, виртуальный
образ
,
виртуальный дисплей
, виртуальный прототип
, виртуальное поле зрения
и так далее.
Несмотря на сравнительно небольшой
временной отрезок работы, с виртуальными
реальностями уже осознано, что они есть особый
тип реальности, требующий специального
философского, культурологического,
социологического и психологического анализа
.