Отражение человека в экологическом зеркале, наблюдаемое всеми жителями Земли, постепенно становится лишенным образа, то есть безобразным, порочным и безжизненным. Естественный, наполненный смыслом мир заменяется миром искусственным, внешне живым, подобием жизни, так как каждая вещь, вышедшая из рук человека, отобравшая вещество и энергию у Вечной Природы, смертна вместе с человеком. Вместо предназначенного священнического служения (царственного священства), обожения, одухотворения тварного – его омертвление, распространение на тварный мир проклятия смерти.
Просветленный ангелический Лик замещается пустотелой, лишенной содержания, демонической личиной. Происходит то, что можно назвать смыслоутратой: теряется способность видеть Смысл в тварном Мире, осмысливать его явления, и утрачивается смысл жизни, и искажается отражающий образ жизни.
Эмпирическое обобщение В.И. Вернадского, приравнивающее человеческий Разум к природной, геологической силе, заставляет признать равнозначными законы природы и законы человеческого общества, действующие через человеческую мораль и нравственность. Без понимания этого сегодня уже нельзя говорить о сохранении высшей человеческой ценности – Свободы и, как следствие, о каком-либо развитии Личности. Требуется духовный взгляд на мир, предполагающий наличие смысла не только внутри человека, но и вовне его – наполненость смыслом, и в этом ключе осмысление окружающего пространства, наполнение его жизнью.
По очень точному выражению русского философа В.Н. Лосского: “...земля – духовно – центральна, потому что человек, прорываясь сквозь бесчисленное видимое, чтобы связать его с невидимым, есть существо центральное, то существо, которое объединяет в себе чувственное и сверхчувственное, и потому с большей полнотой, чем ангелы, участвует во всем строе “земли” и “неба”. В центре вселенной бьется сердце человека ... (Лосский В.Н.“Догматическое богословие.” М., 1991, с.234- 235.)”
В каком-то смысле “среда” есть тело человеческое, непрерывное продолжение его индивидуальной телесной оболочки.
Человек - космическое существо, потому что и земля, и звезды, и пространство есть части его организма. Болезнь души человека приводит к болезни и его тела - всего вещественного Космоса.
Человек не в силах ни предотвратить, ни организовать глобальный экологический коллапс искусственными средствами. В святоотеческой литературе эта мысль очень точно сформулирована в трудах Св. Преподобного Иосифа Волоцкого: “еще апостол сказал: “нынешние небеса и земля, удерживаются тем же Словом” – то есть теперь и небеса, и земля удерживаются тем же Словом Божиим, чтобы они не погубили нечестивых, как прежде, при Ное, водой с небес, или водой от земли, или как погибли содомляне – огнем и серой и пылающими камнями с неба”.
Экологическая катастрофа как противоестественный процесс удерживается сверхъестественной силой и не наступает только потому, что еще окончательно не обессмыслено существование человека на земле. Для верующего правда этих слов очевидна; атеистически воспитанный, но философствующий ум, надеемся, увидит здесь метафору – ключ к решению глобальной экологической проблемы.