Синтез экологии и психологии происходит в предметных областях:

экологии человека -

изучающей закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, проблемы развития качества народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствования психофизических возможностей человека;

психологии труда -

труд как обменный эко–социальный и психо–экологический феномен, экобезопасность труда;

педагогической психологии -
проблемы экологического образования, проблемы формирования личности;
психологии безопасности -

проблемы экологической безопасности и ее обеспечения;

географической психологии -

влияние ландшафта на психику, психическое здоровье и климат, человек как преобразовательная сила природы и т.д.;

социальной экологии

(феномен экологического сознания, аксиологические аспекты экологического знания);

глобальной экологии

(проблемы ноосферогенеза и устойчивого развития);

экология культуры
(взаимовлияние культурного и цивилизационного процессов и состояние окружающей среды) и др.

AK423200.gif (2615 bytes)

 

 

Содержательно экологическая психология раскрывается в качестве составной части прикладной экологии (психологическая компонента технологии решения экологических проблем), и в качестве таковой особое внимание уделяет лицам, участвующим в этом процессе, исследует их мотивационную сферу, систему ценностей, наличие установок и разрабатывает психотехнические способы экологизации сознания ЛПР (лицо, принимающее решение).

В качестве же самостоятельной научной дисциплины междисциплинарная интегративная область знания формируется на стыке экологии человека и психологии.

Предмет экологической психологии можно определить как рожденное Природой и Обществом "психическое" человека, являющегося носителем особой геологической (по В.И. Вернадскому) и космической силы, сравнимой с естественными природными силами по влиянию на судьбу планеты.

В экологической психологии изучаются психические свойства индивида, личности и индивидуальности во взаимозависимости от средовых свойств различного уровня: физического, химического, биотического, психологического, социального, культурно-исторического, духовного.

Круг проблем экопсихологии условно разбивается на три уровня (рис. 3):

AK423300.gif (46498 bytes)

( 1 ) группа задач первого уровня:

изучение экоусловий сохранения и развития психики человека, определение предельно допустимых значений различных параметров среды, поиски оптимума, выяснение влияния различных типов загрязнений, в том числе и "психологических". К ним относятся также задачи оценки экологической обстановки с помощью психологических методов;

( 2 ) группа задач второго уровня:

соответствует обратному отображению "психического" на Мир, реализуемому в процессе продуктивной деятельности человека, целенаправленный, сознательный характер которой обуславливает отражение в суммарном продукте, то есть преобразованном Мире (эйкосе) общих и особенных психологических свойств личности. К задачам второго уровня относятся вопросы, связанные с исследованием психологических свойств, определяющих энтропийный (разрушительный) и эктропийный (созидательный) характер деятельности, разработка методов психодиагностики экологической ориентации личности и способов ее формирования, эколого-психологический анализ труда, вопросы психологии труда в природоохранной сфере;

( 3 ) группа задач третьего уровня:

составляют психологические проблемы ноосферогенеза. Ноосферогенез, являясь процессом природным, может, тем не менее, происходить только под управлением человеческого Разума, организованного наукой нового типа. Быть может, именно экологии как науке о Доме, в союзе с психологией – наукой о душе строителя Дома, предстоит сыграть эту роль.

Практические задачи экопсихологии:

AK000000.gif (7870 bytes)

AK0000Sl.gif (3690 bytes) Оглаваление AK0000SR.gif (3694 bytes)