Классическая экология относится к области биологии. Необходимость создания природоохранных технологий сформировала понимание экологии как науки химико– физико– технической. Появилась также медицинская экология, географическая, экономическая и т.п. Подробную классификацию экологического знания можно найти в труде Николая Федоровича Реймерса "Концептуальная экология" (Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М.: ИЦ "Россия Молодая". Экология, 1992, с. 17). Экологию следует также рассматривать и как науку о человеке, то есть отнести ее к области чисто гуманитарного знания. Тем более что "для экологии человека и социальной экологии характерен динамичный подход в самом широком понимании этого термина с неминуемым оттенком антропоцентризма." (Реймерс, 1992, с. 283).
Приведем перечень основных гуманитарных проблем экологии:
| "Антропо – экологическая" - | проблема выживания и адаптации человека в окружающей среде, характеризующейся рядом биологических, химических и физических свойств. Предмет исследования в экологии человека |
| "Социо – экологическая" - | проблема взаимодействия социума и
окружающей природной среды. Предмет исследования в социальной экологии |
| "Эколого – политологическая" - | проблема политических механизмов
управления природоохранной деятельностью. Предмет исследования в эколого–ориентированной политологии. |
| "Экономико – экологическая" -. | проблема взаимовлияния хозяйственной
деятельности и состояния природы. Предмет экологической экономики |
| "Эколого – юридическая" - | проблема правового статуса Природы или
отношений Природы, Государства, Гражданина. Предмет экологического Права. |
| "Педагогико – экологическая" - | проблема экологического воспитания и
образования. Предмет экологической педагогики. |
| "Эколого – культурологическая" - | проблема влияния природы на культуру. В
узком смысле - вопросы сохранения культурной
среды. Предмет экологии культуры. |
| "Эколого– психологическая" - | проблема взаимодействия психики (души) человека и обитаемого мира (дома). |
Легко убедиться, что ядром всех перечисленных проблем является отношение "психо" - "эйкос" или "душа" - "дом". Действительно, человеческая душа по принципу матрешки одевает на себя вначале организм, затем социальные отношения (семью, систему социумов, в которых личность функционирует, государство, человечество), религию, затем трансвременные культурные одежды, затем природное окружение, космос в целом. Все это вместе составляет среду обитания души и может быть отнесено к эйкосу, месту обитания "психо". Таким образом все гуманитарные проблемы экологии сводятся к психо–экологической.
Экологическая психология потенциально способна стать системогенерирующим фактором для экологического знания в целом и может быть представлена конструктом:
"ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА - ОБИТАЕМЫЙ МИР".