В противопоставлении рассудка и разума, цивилизации и культуры, биосферы и ноосферы открывается смысл противоречивой биосоциальной природы человека. Природное (биотическое) - телесно и смертно, социальное (собственно человеческое) - духовно и бессмертно. Эти два начала сталкиваются в каждой личности и, будучи развернуты в человеческой цивилизации, отчетливо видны на экране глобального экологического цивилизационого кризиса.
Схематично эти драматические столкновения можно представить с помощью личностных конструктов. Конструкт был введен и описан психологом Джорджем Келли в 1955 году и является инструментом, с помощью которого каждое индивидуальное сознание воспринимает и оценивает окружающий мир. Конструкт состоит их двух полюсов – концептов, каждый из которых задает противоположные для данной личности понятия. В нашем случае экологическую проблему можно представить в виде системы конструктов, отражающей различные ее аспекты:
Онтологический
|
“ХАОС – ПОРЯДОК” |
Праксиологический
|
“ЭНТРОПИЯ – ЭКТРОПИЯ” |
Аксиологический
|
“ЗЛО - ДОБРО”, “СМЕРТЬ – ЖИЗНЬ” |
Гносеологический
|
“РАССУДОЧНОЕ – РАЗУМНОЕ” |
Антропологический (проблема человека) |
“ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ – ЗВЕРИНОЕ” |
Отметим, что данная система построена с помощью разложения экологической проблемы на основные (фундаментальные) проблемы философии.