В противопоставлении рассудка и разума, цивилизации и культуры, биосферы и ноосферы открывается смысл противоречивой биосоциальной природы человека. Природное (биотическое) - телесно и смертно, социальное (собственно человеческое) - духовно и бессмертно. Эти два начала сталкиваются в каждой личности и, будучи развернуты в человеческой цивилизации, отчетливо видны на экране глобального экологического цивилизационого кризиса.

Схематично эти драматические столкновения можно представить с помощью личностных конструктов. Конструкт был введен и описан психологом Джорджем Келли в 1955 году и является инструментом, с помощью которого каждое индивидуальное сознание воспринимает и оценивает окружающий мир. Конструкт состоит их двух полюсов – концептов, каждый из которых задает противоположные для данной личности понятия. В нашем случае экологическую проблему можно представить в виде системы конструктов, отражающей различные ее аспекты:

Онтологический
(проблема бытия)

“ХАОС – ПОРЯДОК”

Праксиологический
(проблема деятельности)

“ЭНТРОПИЯ – ЭКТРОПИЯ”

Аксиологический
(проблема ценностей)

“ЗЛО - ДОБРО”,

“СМЕРТЬ – ЖИЗНЬ”

Гносеологический
(проблема познания)

“РАССУДОЧНОЕ – РАЗУМНОЕ”

Антропологический (проблема человека)

“ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ – ЗВЕРИНОЕ”

Отметим, что данная система построена с помощью разложения экологической проблемы на основные (фундаментальные) проблемы философии.

AK000000.gif (7870 bytes)

AK0000Sl.gif (3690 bytes) Оглаваление AK0000SR.gif (3694 bytes)